ХРАМ УСПІННЯ ПРЕСВЯТОЇ БОГОРОДИЦІ (ПИРОГОЩІ)
Православний храм Год постройки: XII ст., 1474, 1613, 1772, 1813, 1997-98
История
Лаврентьевская летопись называет основателем церкви князя Мстислава, сына Владимира Мономаха: «В лето 6639 г. (1131 г.) Мстислав ходи на Литву и взем полон мног и воротится опять. В то же лето заложи церковь Мстислав святыя Богородице Пирогощюю».
Строительство храма было закончено в 1135 г., уже после смерти Мстислава (1133 г.), во время княжения его брата Ярополка.
Существуют несколько гипотез происхождения названия церкви. Название «Пирогоща» состоит из двух частей: «пиро» и «гоща». «Гоща» происходит от слова «гость» — купец, а значение слова «пиро» (или «пир») связывают с греческим переводом слова «пшеница», древнеславянским «просо», «пшено», древнерусским «пира» — рожь, мука, пирог и т. д. Подобный анализ, проведенный К. Гупайло, позволяет заключить, что церковь была построена, а возможно, принадлежала купцам, занимающимся торговлей хлебом.
Письмена гетманов Многогрешного и Самойловича 1670 г. и 1672 г. свидетельствуют о праве Успенской церкви собирать подати за продажу зерна на территории Киева. В письменных источниках XVI в. Пирогоща известна под названием Успенская церковь. Это название связано с праздником Успения Божьей Матери.
Церковь упоминается в «Слове о полку Игореве» в связи с возвращением в Киев из половецкого плена героя этого произведения — князя Игоря Святославовича:
«…Игорь-князь явился на Руси Вьются песни с дальнего Дуная Через море в Киев долетая По Боричеву восходит удалой К Пирогощей Богородице Святой…».
Церковь представляет собой небольшой трёхнефный храм, увенчанный куполом. Стены свода были украшены фресками, пол — глазурованными и мозаичными плитами.
Во время монголо-татарского ига церковь постигла участь большинства киевских храмов. Она была разорена и долгое время лежала в руинах. Восстановление церкви относят к временам княжения в Киеве Симона Олельковича. Есть документальные свидетельства об освящении церкви в 1472 году и ее ремонте в 1613—1614 г. г. итальянским архитектором С. Брачи.
В 1772 г. храм был отреставрирован известным украинским зодчим И. Г. Григоровичем-Барским, живущим рядом с церковью. Есть сведения, что отец архитектора служил в Успенской церкви священником. И сын, и отец были похоронены на кладбище, расположенном недалеко от храма.
После пожара 1811 г. церковь довольно долгое время находилась в упадке. М. К. Каргер писал, что исследования церкви в начале 30-х годов ХХ в. позволили установить, что ее древние части сохранились значительно лучше, чем считали исследователи раньше. Но результаты этих работ практически неизвестны. Церковь неоднократно ремонтировалась и перестраивалась. При археологических исследованиях в древней кладке следы этих работ видны в разных местах.
В XIX веке церковь реконструировалась с элементами классицизма — архитектором А. И. Меленским. Перед фасадом церкви в XIX веке была сооружена колокольня.
Церковь Успения Богородицы Пирогощей в период средневековья служила общественным центром киевлян. При ней функционировали школа, сиротский приют и больница для неимущих, городской архив. Близ церкви происходили торжественные церемониалы Киевского братства.
В 1613—1633 г. г., когда Софийский собор находился в руках униатов, церковь Успения Богородицы Пирогощей являлась одним из центров киевской митрополии.
Церковь была разрушена в 1935 году.
Долгое времы на месте храма находился цветник.
Во 2-й половине 1970-х годов были проведены археологические раскопки фундамента храма. Его глубина достигала 4 м., сложен из строительного материала, взятого из более раннего сооружения.
Воссановление храма стало возможным только после пробуждения народа уже в независимой Украине.
В 1996—1998 г. г. церковь Успения Богородицы Пирогощей была отстроена заново по описаниям XII в, и по открытию освящена митрополитом Украины Филаретом.
смотреть все фото >>
|